ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
- Зачем нужно креститься?
- Cтоит ли крестить младенцев?
- Зачем вообще нужен крестный или, как его еще называют, восприемник?
- Кто может стать крестным?
- Стоит ли брать на себя обязанности крестного, если родители крестника не воцерковлены?
- Допускается ли, когда крестный(ая) по возрасту моложе крестника?
- Говорят, что родители не должны присутствовать на крестинах своего ребенка. Так ли это?
Таинство Крещения вводит человека в Церковь и освобождает его от первородного греха. Благодаря ему он рождается для вечности и становится способным к наследию Царствия Небесного в жизни будущей. Таинство Крещения установил Сам Господь. О нем ясно говорится в Евангелии как о необходимом условии вхождения в Церковь: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Изменение, которое происходит с человеком во время совершения этого Таинства, настолько велико, что никакие события, грехопадения, включая перемену веры и даже ее потерю, не возвращают человека в первоначальное состояние. В любом случае он остается, пусть немощным, несовершенным, грешным, но, безусловно, членом Церкви. Поэтому Таинство Крещения может быть совершено только один раз в жизни. В раннехристианские времена взрослого человека допускали к Крещению после длительной подготовки, однако Крещение детей существовало наряду с Крещением взрослых. С V века Крещение детей закреплено постановлениями Соборов, но и до того времени совершалось по обычаю, идущему от апостолов.
Принимая Таинство Крещения, человек становится членом Церкви. Поэтому главное, что получает ребенок в Таинстве, ? благодатная молитвенная помощь всей Церкви, которая особенно необходима в наше время глобальной нестабильности. Конечно, Крещение младенца не гарантирует того, что, став взрослым, он будет верующим человеком, свято исполняющим требования христианской морали. Однако Крещение значительно облегчит приобретение осознанной веры.
Ребенок не может сам отвечать на вопросы священника, отрекается ли он сатаны и сочетается ли со Христом. Он не может исповедовать свою веру, не может понять смысла происходящего Таинства. И крестный становится человеком, который за ребенка поручается: за него отвечает на вопросы, читает Символ веры, молится во время чинопоследования Крещения. Вместе с тем, он берет на себя ответственность за то, чтобы ребенок, придя в сознательный возраст, смог дать на эти вопросы те же ответы, чтобы православное исповедание веры стало и его исповеданием, чтобы своей жизнью он доказал, что его вступление в Церковь состоялось. Крестные родители принимают на себя обязательство воспитывать своего крестника в духе Православия, оберегать его от возможных искушений и соблазнов. К этим обязательствам Церковь относится очень серьезно. Поэтому при достаточности одного восприемника традиция Русской Православной Церкви предусматривает при Крещении наличие двух крестных родителей. Действительность Таинства Крещения обусловлена действием самой Божественной благодати, молитвой Церкви, правильностью совершенного обряда, поэтому в исключительных случаях допускается совершать это Таинство вообще без восприемников (крестных родителей). В случае если восприемники (крестные родители) оказываются недостойными своего звания, обязанности по духовному воспитанию детей (но не само звание крестных родителей!) могут взять на себя другие люди: родственники, знакомые, друзья семьи. Наверх ▲
Основное требование, которое необходимо предъявлять крестному, это его неформальное отношение к своему участию в Таинстве. Прежде всего, крестный должен быть верующим и церковным человеком, должен понимать, что он берет на себя вполне определенную ответственность за крестника или крестницу. Его обязанность ? сделать все зависящее от него для того, чтобы ребенок вырос настоящим христианином, а не носил это имя лишь номинально. Крестный обязательно должен следить за тем, как воспитывают его крестника родители, сам общаться с ним и раскрывать для него истины веры и, главное, всегда молиться о нем. Любое дело требует серьезного и осмысленного к себе отношения, тем более, когда речь идет о том, что связано не только с нашей земной, временной жизнью, но и с жизнью вечной. И понятно, что человек, сам не ведущий полноценную церковную жизнь, не может по достоинству именоваться для кого-то "крестным отцом", поскольку не может и по-настоящему воспитать кого-либо в вере. Однако необходимо напомнить и вот о чем. Плохо взять на себя обязательство участвовать в духовном воспитании крестника, не имея реальной возможности его выполнить. Почему? Потому что Господь спросит за это с человека. Но разве не спросит Он за то, что сам "крестный" прожил свою жизнь фактически вне Церкви, относясь к вере как к чему-то второстепенному в своем бытии? Об этом необходимо беспокоиться в первую очередь. И не исключено, что именно принятие на себя обязанностей восприемника может помочь: появится возможность и необходимость чаще бывать в храме (причащение крестника), молиться (хотя бы о крестнике), читать книги о духовной жизни (чтобы иметь возможность что-то объяснить крестнику).
В такой ситуации необходимость в крестном возрастает. Невоцерковленные родители очень часто воспринимают Крещение не как Таинство, освобождающее ребенка от первородного греха и делающее его членом Церкви, а как обряд, подтверждающий национальную принадлежность ребенка, или магическое действо, защищающее младенца от темных сил. Если крестный ? человек церковный, он постарается объяснить родителям ребенка смысл и силу Таинства Крещения. Исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Иоанн Креститель говорил, что Господь из камней, разбросанных в пустыне, может сделать подвижников благочестия (Мф. 3, 9). Терпение, снисходительность, любовь верующего крестного, непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей, а молитва способна оживить окаменевшие сердца равнодушных к вере близких.
В прошлом, когда Таинство Крещения совершалось по преимуществу над новорожденными младенцами, такое положение было невозможным. Крестные родители (восприемники) принимали на себя перед Богом ответственность за правильное христианское воспитание своих крестников, а в особых случаях были обязаны заменить им родителей. В настоящее время, когда Таинство Крещения зачастую совершается над взрослыми, а иногда и пожилыми людьми, б!ольшим духовным опытом может обладать человек младший по возрасту. В случае если взрослый человек принимает на себя обязательство наставлять в вере новокрещенного и во всем помогать ему, он может стать восприемником, даже если крестник старше его. Однако не следует приглашать в качестве восприемников детей и подростков независимо от того, моложе или старше они своих предполагаемых крестников. Наверх ▲
С канонической точки зрения этот обычай для отца ребенка не является обязательным. Для матери он имеет силу только в том случае, если крещение младенца совершается ранее 40 дней после рождения, то есть до возможности прочтения положенной молитвы (молитвы жене родильнице в сороковой день), до которой вход женщины в храм запрещается "по обыкновенному закону очищения".
Необходимо помнить также:
- Если крестных двое, они вступают в духовные отношения между собой и отношения брачные для них в дальнейшем невозможны.
- Супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, однако при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.