ПРИУГОТОВЛЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ: О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К СМЕРТИ, ПОГРЕБЕНИИ И ПОМИНОВЕНИИ

Для верующего человека смерть - это "великое таинство" рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери. По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Здесь она не может уже по воле своей изменить свое состояние (принести покаяние и получить отпущение грехов), как это было при жизни на земле. Поэтому важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего с Церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни.

По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. Чтобы облегчить страдания умирающего, родные и близкие читают над ним "Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правоверного" (помещен во многих молитвословах). Его называют также отходною молитвой. После смерти человека и омовения его тела, сразу же начинают читать "Последование по исходе души от тела" (канон за единоумершего). Если человек умер вне дома, этот канон также необходимо прочесть в день его смерти. Затем в течение трех дней над умершим принято читать Псалтирь - непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным.

По учению Церкви, на третий день душа человека проходит страшные мытарства, а на сороковой приводится к Богу, чтобы услышать суд о себе Своего Творца и Владыки. Нет ни одного человека, который, как говорит Писание, пожил бы и не согрешил. Поэтому каждый умерший, уже не имеющий возможности самостоятельно что-то изменить в своей участи, имеет великую нужду в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Чтобы облегчить усопшему переход в вечную жизнь, в церкви совершают чин отпевания. Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного". Отпевание обращено также к родственникам и близким усопшего: заупокойная служба помогает им справиться с горем, исцелить душевные раны. Именно поэтому в чинах погребения так часто звучит победная песнь "Аллилуиа", что значит: ""Грядет Господь", и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших" (св. Симеон Солунский). Заочное отпевание возможно в случае крайней необходимости: когда не найдено тело покойного или храм находится очень далеко. Проводить покойного без отпевания - значит не исполнить свой долг любви и лишить его помощи Церкви. Наверх ▲

Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, которого все эти дни именуют в молитвах новопреставленным. В это время решается судьба души почившего, поэтому необходимо позаботиться о сорокоусте - ежедневном поминовении во время Божественной литургии. При совершении этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих". Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для них. Если смерть человека случится во время Великого Поста (в этот период литургия не служится ежедневно), то в будние дни заказывают панихиды, а в субботу и воскресенье - обедни об упокоении души умершего. В третий, девятый, сороковой день и годовщины память усопшего следует почтить чтением панихиды.

Спустя сорок дней некоторые души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда. Но до этого последнего Суда все же возможны изменения в загробной участи души благодаря принесению молитв за нее и творению добрых дел (милостыни) в память об умершем. Наверх ▲

"Отче, в руце Твои предаю дух Мой!" (Лк. 23, 46),- таковы были последние слова Господа на Кресте. Спаситель подал нам наилучший пример. Мы - православные христиане - всегда должны быть готовы к смерти и стараться отойти от этого мира так, чтобы сама кончина наша была свидетельством нашей веры и любви к Господу, и, если можно, поучением для наших ближних. Прежде всего, постараемся принести покаяние, вспомним то постыдное, в чем забыли покаяться или еще не решились. Перед причащением примиримся со всеми, кто был для нас врагом, недоброжелателем, и попросим прощения у того, кого обидели сами. В Таинстве соборования прощаются грехи, совершенные по незнанию или забытые. Если мы тяжко заболеем, для соборования и причащения попросим родных пригласить священника на дом. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что тот, кто скончается в день достойного принятия Святых Таин, проходит мытарства без задержки и сподобляется Царствия Небесного. Будем с мужеством и достоинством ожидать кончины своей без ропота, без зависти к тем, кто остается жить, с доверием предавая себя в руки Божии.

  • - Молиться в церкви можно только за крещеных православных христиан. Невозможно совершать любые церковные поминовения некрещеных или иноверцев. За них можно подавать милостыню, взывая к неизреченной милости Божией.
  • - Церковь не молится за самоубийц, которые сами отвергли милость Божию и жизнь - Его бесценный дар. Если самоубийца находился под врачебным наблюдением и совершил свой поступок в невменяемом состоянии, для совершения отпевания необходима медицинская справка и благословение Правящего Архиерея. В трудноразрешимых случаях необходимо обращаться в Епархиальное управление.
  • - Нельзя делать скоромный поминальный стол во время постов, а также по средам и пятницам, и в эти дни приносить скоромное в церковь на канун.
  • - Некоторые "народные" обычаи являются чисто языческими. Прощаясь с православным христианином, недопустимо бросать монеты в гроб и могилу, ставить к его портрету стакан воды или водки, покрытый хлебом т.п.
  • - Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой; существует пословица: "Кто усопшего водкой поминает, тот ему больше муки уготовляет". Тем, кто боится "обидеть" родных и соседей отсутствием спиртного на столе, надо напомнить, что мы должны заботиться прежде всего о спасении души наших близких.

 

 

                                                                                      Возродим храмы и монастыри России    Православный телеканал «Союз»  Православная газета. Екатеринбург    Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru